Электронный архив
Донецкого национального технического университета (г.Донецк)
Electronic archive of Donetsk national technical university (Donetsk)
 

eaDonNTU, Donetsk >
Автомобильно-дорожный институт >
Издания АДИ ДонНТУ >
ВЕСТИ Автомобильно-дорожного института = Bulletin of the Automobile and Highway Institute >
2025 № 2 (53) >

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://ea.donntu.ru/handle/123456789/36648

Название: Газомоторное топливо как фактор диверсификации топливной базы автомобильного транспорта России
Другие названия: Gas Motor Fuel as a Factor in Diversifying the Fuel Base of Russian Automobile Transport
Авторы: Сытник, Е. С.
Борисов, В. В.
Федоров, Д. Р.
Васильченко, А. В.
Романько, Н. А.
Пащенко, Д. Ю.
Sytnik, E. S.
Borisov, V. V.
Fedorov, D. R.
Vasilchenko, A. V.
Romanko, N. A.
Pashchenko, D. Iu.
Ключевые слова: ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ
ТОПЛИВНАЯ БАЗА
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
СЖИЖЕННЫЙ УГЛЕВОДОРОДНЫЙ ГАЗ
КОМПРИМИРОВАННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
ЭКОЛОГИЧНОСТЬ
ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ
ИНФРАСТРУКТУРА
NATURAL GAS MOTOR FUEL
DIVERSIFICATION
FUEL BASE
AUTOMOBILE TRANSPORT
LIQUEFIED PETROLEUM GAS
COMPRESSED NATURAL GAS
LIQUEFIED NATURAL GAS
ENVIRONMENTAL FRIENDLINESS
DECARBONIZATION
INFRASTRUCTURE
Дата публикации: 18-Сен-2025
Серия/номер: 2(53);
Аннотация: В условиях истощения запасов нефти и ужесточения экологических норм Россия сталкивается с необходимостью диверсификации топливного обеспечения автомобильного транспорта. Газомоторное топливо (ГМТ) рассматривается как перспективная альтернатива традиционным нефтепродуктам, способствующая снижению вредных выбросов и повышению энергетической устойчивости. Цель исследования – комплексная оценка потенциала основных видов ГМТ – сжиженного углеводородного газа (СУГ), компримированного природного газа (КПГ) и сжиженного природного газа (СПГ) для возможностей диверсификации топливной базы автомобильного транспорта Российской Федерации. Проведенный анализ позволил сделать вывод о четком функциональном распределении различных видов ГМТ в топливной системе автомобильного транспорта. СУГ, демонстрируя высокую экономическую эффективность и относительную простоту внедрения, в секторе легкового и легкого коммерческого транспорта требует развития заправочной инфраструктуры для полноценной реализации своего потенциала. КПГ, обладая существенными экологическими преимуществами, особенно востребован в сегменте городского транспорта, однако его массовому распространению препятствуют технические ограничения, ограниченный запас хода на одной заправке и недостаточное количество АГНКС. СПГ наиболее эффективен для магистральных перевозок, но дефицит криоАЗС и высокая стоимость создания криогенной инфраструктуры остается основным сдерживающим фактором для масштабного внедрения. Особое место в исследовании занимает сравнительный анализ эксплуатационных характеристик двигателей, работающих на разных видах топлива, который дополняется подробной оценкой экологических параметров. Методологическая основа исследования включает комплексный статистический анализ, сравнительную оценку технико-экономических показателей и детальный анализ экологической эффективности. Выводы работы подкреплены конкретными цифровыми данными и статистическими выкладками, что позволило составить объективную картину текущего состояния и перспектив развития газомоторного топлива в России. Результаты подтверждают, что каждый вид ГМТ занимает свою нишу в топливном балансе автомобильного транспорта, а их комплексное внедрение способно обеспечить плавный переход к более устойчивой и экологичной модели топливообеспечения.
Описание: In the context of depleted oil reserves and tightening environmental regulations, Russia is faced with the need to diversify fuel supplies for motor transport. Natural gas motor fuel (NMF) is considered a promising alternative to traditional petroleum products, helping to reduce harmful emissions and increase energy sustainability. The aim of the study is a comprehensive assessment of the potential of the main types of NMF – liquefied petroleum gas (LPG), compressed natural gas (CNG) and liquefied natural gas (LNG) – for the possibilities of diversifying the fuel base of motor transport in the Russian Federation. The conducted analysis allowed us to draw a conclusion about a clear functional distribution of different types of natural gas-motor fuel in the fuel system of motor vehicles. LPG, demonstrating high economic efficiency and relative ease of implementation in the passenger and light commercial transport sector, requires the development of filling infrastructure to fully realize its potential. CNG, with its significant environmental benefits, is especially in demand in the urban transport segment, but its mass distribution is hampered by technical limitations, limited range on one filling and an insufficient number of CNG filling stations. LNG is most effective for long-haul transportation, but the shortage of cryogenic filling stations and the high cost of creating cryogenic infrastructure remain the main restraining factor for its large-scale implementation. A special place in the study is occupied by a comparative analysis of the performance characteristics of engines running on different types of fuel, which is supplemented by a detailed assessment of environmental parameters. The methodological basis of the study includes a comprehensive statistical analysis, a comparative assessment of technical and economic indicators and a detailed analysis of environmental efficiency. The conclusions of the work are supported by specific digital data and statistical calculations, which made it possible to create an objective picture of the current state and prospects for the development of natural gas motor fuel in Russia. The results confirm that each type of LNG fuel occupies its own niche in the fuel balance of motor vehicles, and their comprehensive implementation can ensure a smooth transition to a more sustainable and environmentally friendly fuel supply model.
URI: http://ea.donntu.ru/handle/123456789/36648
ISSN: 1990-7796
Располагается в коллекциях:2025 № 2 (53)

Файлы этого ресурса:

Файл Описание РазмерФормат
2.pdf692.17 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть

Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.